Как открыть книжный магазин




«Люди перестают мыслить, когда перестают читать» - сказал Дени Дидро. И не верьте пессимистическим утверждениям о бесперспективности книжной торговли. Примеры многих предпринимателей доказывают, что букинистический бизнес сулит большие перспективы и сегодня, главное – выбрать правильную концепцию развития и подход к организации.




Выбор формата

С чего начать книжный бизнес? На старте необходимо определиться с форматом:

  1. Букинистическая лавка – это узкоспециализированный формат, ориентированный на конкретную аудиторию. Как правило, в такой лавке можно купить редкие издания, что выпускаются небольшим тиражом. Подобные заведения функционируют в больших городах. Выгодно открывать их в университетских городках, ориентируясь на предметы, которые продаются в данном заведении. Для максимизации прибыли можно попробовать оформить договор о пополнении литературного фонда с библиотеками вуза. Плюс такой лавки в невысоких стартовых затратах и возможность максимально приблизиться к потенциальной аудитории. К примеру, небольшая точка с художественной литературой в курортном городке летом окупает себя в первый месяц.
  2. Магазин – данный вид включает разную литературу (детскую, художественную, научную), которая распределяется по отделам или залам. По мнению экспертов, такая привычная концепция сегодня не пользуется спросом и буквально «вымирает». Такие «гиганты», как «Москва», «Республика» или «Библио-глобус» стали буквально достопримечательностями, новым заведениям сложно составить им конкуренцию.
  3. Сеть состоит из склада, головного офиса и торговых точек, расположенных по городу. Такой вид актуален для собственников крупного капитала (на старт необходимо от 2 млн. рублей). Плюс заключается в экономии расходов. Вся высокотехнологичная и высокооплачиваемая работа делается в головном месте, а открытие 5-10 точек не повлечет за собой больших затрат и умственной деятельности. Достаточно арендовать здание и нанять 1-2 продавцов. Таким образом, с каждым днем увеличивается узнаваемость бренда, а разные рекламные акции приведут к большому потоку покупателей.
  4. Букинистическое направление остается модным и перспективном, во всем мире периодически появляются разные необычные варианты. К примеру, в Токио открылся магазин нового формата – в нем продается только одна книга, которая раз в неделю меняется. Периодически сюда приглашаются писатели для обсуждения со своими читателями.

В Перми вам предложат не только подобрать для себя редкостную и необычную литературу, но и инструменты для письма, а также отдохнуть и выпить чашку кофе.

Вышеперечисленные концепции вряд ли окупят себя в маленьком городе. Здесь лучше организовать реализацию учебных пособий для школы и студентов.

Этапы открытия

Для того чтобы организовать собственное дело, необходимо:

  1. зарегистрировать ИП или ООО,  выбрать форму налогообложения и оформить разрешительную документацию;
  2. арендовать торговый зал, оформить вывеску;
  3. нанять персонал;
  4. заказать первую партию товара;
  5. провести рекламную политику.

Регистрация

Для оформления разрешительной документации нужно:

  • выбрать организационно-правовую форму;
  • указать код ОКВЭД 52.47.1 «Розничная торговля книгами»;
  • подписать соглашение об аренде;
  • оформить разрешение в органах СЭС и в Пожарной инспекции;
  • оформить продавцов;
  • сформировать уголок покупателя.

Оборудование

Чтобы открыть книжную лавку, не нужна большая площадь, достаточно зала на 30-35 м². Основное требование к помещению – расположение в местах с большой проходимостью, приближением к потенциальной аудитории. Перед тем как открыть книжный магазин с нуля нужно приобрести:

  • прилавок для продавца;
  • выставочные стенды для презентации новых изданий;
  • стулья;
  • стеллажи для выкладки товара.


Технологическое оснащение

Работать придется с большим ассортиментом, который требует упорядоченности. Для этого большинство используют программу «1С». Также для осуществления продаж необходим кассовый аппарат с POS-терминалом.

Ассортиментная политика

Самые популярные российские издательства в России – «АСТ-ПРЕСС», «Арка», «Дрофа», «Просвещение», «ЭКСМО». Рекомендуется сотрудничать с ними напрямую и не пользоваться услугами посредников, так как за их услуги придется переплачивать. Сегодня некоторые из них не требуют оплаты на месте, а согласны получить деньги после продажи. Это помогает снизить затраты на старте. Но полностью наполнить точку с договоренностью отсрочки платежа вряд ли удастся – на заполнение ассортимента 5000 книг нужно около 600 тыс. рублей. Уровень наценки в данной области составляет около 50-60%. Кроме основной продукции, ассортимент можно дополнить сопутствующей продукцией – канцелярскими принадлежностями, открытками, настенными картами и др.

Маркетинг

Самая лучшая реклама – это яркая вывеска и раздача листовок в районе функционирования заведения. Главная задача - сделать каждого клиента постоянным, для этого многие берут его контакты и осуществляют смс или e-mail рассылку, уведомляя о новинках или акциях.

Трудности

Книжное дело на сегодня достаточно рискованное. Низкий спрос и невысокая рентабельность – основные трудности. Рынок книготорговли в России давно сформирован, и внедриться в него новому игроку будет сложно. Единственный вариант – открытие узкоспециализированной лавки в местах с максимальной приближенностью к потенциальной аудитории. Для тех, кто располагает значительным капиталом, можно задуматься об открытии сети.

Причина низкого спроса кроется в минимизации интереса к чтению (интернет, телевиденье), а также в распространении электронных носителей, которые позволяют быстро скачать желаемое и не тратить время на поиск. Большую конкуренцию бизнесу создают интернет-магазины, но создавать что-то подобное эксперты не рекомендуют, так как соперничать с Амазоном под силу не каждому.

Финансовая часть

Бизнес план книжного магазина с расчетами зависит от выбранного формата. На открытие небольшой лавки размером до 40 м² нужно арендовать помещение, купить партию товара, оформить вывеску и нанять сотрудников (2 продавца, работающих посменно). Стартовый порог в таком случае будет варьироваться в пределах 500-800 тыс. рублей (зависит от состояния арендованного помещения, возможностей оплатить товар после продажи и др.).

Ежемесячные затраты включат заработную плату, аренду, коммунальные и налоговые платежи, а также пополнение ассортимента.

Выгодно или нет открывать торговую точку в сфере букинистического дела? Зависит от умений организатора. Действующим предприниматели небольших точек называют 100-150 тыс. рублей чистой прибыли ежемесячно. В первые месяцы после открытия на такой доход не стоит рассчитывать, но при грамотной рекламе и ассортиментной политики выйти на ноль можно за первые полгода.

Коммерческие предложения

Если вы являетесь производителем или поставщиком оборудования, экспертом или предоставляете франшизу в данной сфере, тогда напишите нам через страницу Контактов. Ниже мы разместим информацию о вашем предложении и ваши контакты.

Сохраните статью в закладки. Пригодится;)
→  22.05.2017

Внимание!

На странице публикуются только полезные для других отзывы, в которых указано что человек имел опыт в этом деле.

Заранее большое спасибо, если поделитесь с нашими читателями своим драгоценным опытом!:)

Отзывы владельцев бизнеса:

  1. Константин:

    Мой книжный магазин открылся в Санкт-Петербурге в январе 2010 года. Для его открытия мне потребовалось 175 тыс. рублей. Эти средства пошли на оформление документов, закупку оборудования, небольшой ремонт и выплату заработной платы в течение первых месяцев. Помещение практически не пришлось переделывать. Когда-то в нем тоже был магазин. Площадь помещения составляла около 100 кв. метров.
    Начинающим предпринимателям, которые собираются работать в этой сфере, я могу точно сказать, что не так сложно открыть книжный магазин. Гораздо сложнее окупить затраты и начать получать прибыль. Если первоначальные инвестиции минимальны, то будет сложно рассчитываться с поставщиками. В таких случаях оборот, как правило, не соответствует выплатам.
    Открывая магазин, я допустил серьезную ошибку: не позаботился о системе учета. Это необходимо сделать в первую очередь. На любом предприятии должен быть строгий учет, чтобы контролировать все потоки, наличие ресурсов и денежных средств.
    Что касается места нахождения бизнеса, то изначально многие считали, что выбранное помещение расположено неудачно. Мимо него раньше ходили только работники бизнес-центра. Он расположен неподалеку. Нам пришлось поработать, чтобы привлечь в магазин свою целевую аудиторию. Для этого было решено позиционировать магазин не только как книжную лавку, но и как культурный центр. Основными методами продвижения была реклама в интернете и проведение мероприятий. Магазин стал дискуссионной площадкой, куда посетители приходили не только приобрести книгу, но еще и интересно провести время. Спустя некоторое время после открытия благодаря мероприятиям информация о книжном появилась в СМИ. Это позволило привлечь нужный контингент.
    Тем, кто только собирается открывать свой книжный магазин, хочу дать следующие советы:
    • Не начинайте бизнес, если плохо представляете, что должно получиться в итоге. Необходимо вначале определиться, какой формат будет иметь книжный магазин. Большинство неудач связаны с тем, что даже при наличии финансовых ресурсов и помещения предприниматели не понимали, что именно предлагают потребителям и где их целевая аудитория.
    • Обращайтесь за помощью к профессионалам. Предпринимателям, которые никогда не работали в этой сфере, сложно сразу учесть все важные детали. Поэтому лучше нанять товароведом или директором книжного магазина человека, который раньше работал на аналогичной должности. Он подберет ассортимент, соответствующий вкусам потребителей, и знает, где можно выгодно заказать товар. Отношения с поставщиками наладить непросто, и помощь опытного товароведа или директора придется очень кстати.
    • Расширяйте аудиторию. Опытным путем я пришел к выводу, что мероприятия позволяют привлекать новых потребителей. Нужно не забывать о поклонниках творчества не слишком популярных писателей и поэтов, у которых специфические произведения.
    • Любите свой книжный магазин. Это главный секрет успеха. Предприниматель, который всю душу вкладывают в свое дело, обязательно добьется поставленной цели.

    1
  2. Аноним:

    На рынке бумажных книг я занимаюсь торговлей с 1991 года. Раньше местные авторы вообще не пользовались популярностью. В каждом магазине у меня были полки, на которых размещались товары в единственном экземпляре. Например, одна книга определенного автора. До 2008 года все закупленные для этого товары приходилось возвращать поставщику. Такие книги приобретали очень редко.
    Но в 2009 году всех школьников обязали прочитать за лето одно произведение местного автора. Благодаря этим изменениям в программе обучения можно было бы увеличить продажи. Однако в тот момент я была не готова к росту спроса на этот вид товаров. В результате пока нужные книги были закуплены, прошло слишком много времени. Проблемы в том, что владельцы книжных магазинов не взаимодействуют с методическими объединениями и школами, поэтому слишком поздно узнают о нововведениях и изменениях в программе обучения.
    Очень важно научиться чувствовать спрос, а еще лучше – создавать его. Однако второй вариант достаточно сложный. Единственное, что можно сделать в этом направлении, — это сформировать у потребителей тягу к чему-то новому, стимулировать его открывать для себя неизвестную литературу, модных авторов. Особое значение при этом имеет реклама. Поэтому если издательство или оптовые поставщики предлагают какие-либо буклеты, плакаты, нужно обязательно ими пользоваться. Рекламная продукция позволяет привлечь внимание потребителей к новым книгам.

    0
  3. Аноним:

    Я открыл свой книжный магазин в Новосибирске в 2014 году. Перед этим долго сомневался, будет ли спрос на бумажные книги. Ведь в последнее время люди отдают предпочтение электронным аналогам. Но потом вместе с другом все-таки открыли книжный магазин.
    Изначально мы арендовали лофт. В нем книжный магазин находился первые полгода. Потом пришлось из лофта съехать в другое помещение. С тех пор местоположение книжного магазина не изменилось. Открывались мы по франшизе. Однако потом отказались от предложенного нам формата, переименовали магазин и стали развиваться полностью самостоятельно.
    Обычно все интересуются, сколько средств потребовалось для открытия. Сумма была невелика. Если бы пришлось ее потерять безвозвратно, мне было бы не жалко этих денег. Кредиты мы не привлекали, использовали исключительно собственные средства. Я считаю, что гораздо важнее денег внутренняя мотивация и желание воплотить свою идею.
    Чтобы клиенты остались довольны, надо помочь им решить стоящую перед ними задачу. Именно это мы и пытаемся всегда делать в своем книжном магазине. Не должно быть цели продать человеку хоть что-нибудь. Важно помочь ему найти то, в чем он действительно нуждается.
    Привлечь аудиторию позволяет проведение различных мероприятий. Мы организовываем встречи с писателями, мастер-классы, проводим книжные клубы. Люди приходят к нам не только для того, чтобы купить товары, но и пообщаться. Такой формат книжного магазина привлекает большее количество любителей литературы. У нас также есть образовательные проекты и для детей, и для взрослых. Например, совместно с преподавателями местного вуза мы проводим семинары по маркетингу, продвижению в интернете.
    У книжного магазина нет своего сайта, но есть страница в социальной сети «Вконтакте» и в Instagram. Они используются для продвижения. Благодаря социальным сетям у книжного магазина появились первые покупатели. На страницах регулярно анонсируются предстоящие мероприятия.

    0

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.